В основу обводов лодки Grizzly 580, по словам представителей фирмы, легли шведские лодки «Uttern», более близкие к моногедрону (естественно, концепция была адаптирована под требования алюминиевого судостроения, где можно повторить далеко не все, что воплощено в пластике). Кроме того, корпус «Grizzly» отличается несколько большей килеватостью - 19° на транце против 17° у «Sea Wind». Несмотря на существенные отличия в обводах, лодки, как выяснилось, отличаются весьма схожим поведением на воде - вплоть до некоторых специфических особенностей. К таким особенностям мы бы отнесли склонность к дельфинированию при откинутом моторе, причем не на полной скорости, а на среднем ходу и под нагрузкой.
Результаты испытаний мотолодки "Grizzly 580 DC"
Нагрузка - 1 чел. плюс 100 л топлива, ходовой тент убран, ПМ - четырехтактный «Yamaha 115», ГВ - стальной трехлопастной диаметром 13 и шагом 19 дюймов, скорость ветра - 2-4 м/с, высота волны - 0,1-0,3 м, темп. воздуха - 4 °С, темп. воды - 4 °С, место испытаний - р. Большая Нева, Санкт-Петербург.
Об/мин |
Скорость, уз (км/ч) |
800 |
1,6 (3,0) |
1000 |
2,9 (5,3) |
1500 |
4,5 (8,4) |
2000 |
5,6 (10,3) |
2500 |
8,8 (16,2) |
3000 |
14,2 (26,2) |
3500 |
19,0 (35,2) |
4000 |
22,6 (41,8) |
4500 |
26,1 (48,2) |
5000 |
29,2 (54,1) |
5500 |
31,8 (58,9) |
6000 |
38,3 (70,9) |
Результаты испытаний мотолодки "Grizzly 580 DС" с нагрузкой 1-6
чел
Нагрузка чел. |
Скорость, уз (км/ч) |
1 |
38,3 (70,9) |
2 |
37,1 (68,6) |
3 |
36,9 (68,2) |
4 |
37,1 (68,6) |
5 |
35,2 (65,1) |
6 |
33,5 (61,9) |
При развороте на средней и максимальной скоростях обе лодки ложатся в «координированный» крен, при котором седока не стаскивает центробежной силой с сиденья. Не создает пугающего крена и раскрутка с места на полном газу.
В общем, если отличия и были, то из тех, которые нелегко заметить невооруженным глазом. Касается это и скоростных показателей — замеры при помощи GPS выявили любопытный эффект: если при малых и средних оборотах мотора впереди оказывался «Gladius», то на полной «гашетке» наивысшую скорость показал «Grizzly», пусть разница и составила ничтожные 0,5 км/ч.
Заподозрив сбой прибора или какую-то иную ошибку в замерах, мы провели несколько параллельных заездов со стартом с места, которые подтвердили, что прибор не соврал — на полном газу «Grizzly» медленно, но верно отрывался от своего соперника. Особо теоретизировать по этому поводу не будем, но все-таки рискнем предположить, что старинный принцип «длина бежит» справедлив не только по отношению к водоизмещающим судам (напомним, что разница в весе между обеими лодками была несущественной). Кроме того, стоит напомнить, что мощность 115 л. с. является для «520-го» предельной, и во время ходовых испытаний едва уловимые намеки на это мы все-таки почувствовали — в частности, налегке на некоторых режимах, особенно на волне, наблюдались признаки продольно-поперечной раскачки.
Особой разницы при прохождении волны под разными углами нам выявить не удалось, обе лодки преодолевают ее достаточно мягко, несмотря на отличие в килеватости — может, сказалось то, что при меньшей килеватости на транце «Gladius» имеет более острые носовые обводы.
При практически одинаковом поведении на воде одно отличие мы определили на слух — нам показалось, что на волне корпус «Grizzly» ведет себя малость потише. Что, впрочем, неудивительно — позже мы выяснили, что в качестве аварийной плавучести здесь используется «задувка» пенополиуретаном, несущая заодно шумоизоляционные функции, а не обычные пенопластовые блоки, как на «520-м».
В общем и целом чаша наших симпатий склоняется в сторону более элегантного «Grizzly», однозначно называть победителя проведенной «дуэли» мы бы воздержались. Да, «Grizzly» несколько побогаче даже в стандартном исполнении, у него больше рундуков и самоотливной кокпит.
Журнал "Катера м Яхты", №2 (224),
март 2010, стр.
22-25